1g1

Frame 1 5

История села

 

 

Divider 04

У каждого человека есть своя малая Родина. И мы должны знать свою историю,знать свои корни. Историю той местности на которой мы жили и живём. Каждый человек рано или поздно задаётся вопросом: "Кто я?", "кто мои предки?". Интерес к своим корням всегда живёт в душе человека. Люди ищут в прошлом нравственную опору, ориентиры на будущее. Изучение истории семьи позволяет нам ощущать себя " живущими в истории", заставляет вспоминать о семейных традициях фамильной чести и трудолюбии.

Divider 04

землянка

 Возникновение села Озёрки-6 относится к 1801г. Процесс заселения этой территории русскими крестьянами изучен мало. В краеведческой литературе можно встретить весьма сомнительные сведения о времени возникновения здесь населённых пунктов. Так, в "Списке населённых мест Сибирского края", изданном в Новосибирске в 1928 году, возникновение села Озёрки датируется 1801 годом. Ни один из перечисленных архивов: Новосибирский, Томский, Алтайский, не смогли предоставить документы, подтверждающие год возникновения нашего поселения. Откуда взялся 1801г.? До 1804г. наша местность относилась к Тобольской Губернии. На запрос в Тобольский архив о годе возникновения села Озёрки пришёл ответ, что в 1815 г. и в 1830 г. такого поселения в этих краях не было, и посоветовали обратиться в Московский архив РГАДА. РГАДА принял запрос и даже пообещал выполнить в течение второй половины 2018г. Ответ пришёл через два года, в нём они отвечают, что ими были изучены архивные документы до 1859г. указанного населённого пункта в этих краях не было. Начиная с 1745г. по 1861г. наши края входили в состав Колывано-Воскресенского округа, а с 1861г. до 1885г. эти края уже относились к Карасукской Волости Барнаульского округа. В материалах переписи Карасукской волости за 1845г. деревни Озёрской нет.
      Выписка из материалов 8 ревизии в окладных книгах: Карасукская волость 1845 г.
Жители деревни Индерская: Толмачев,Налобин, Коломыльцов, Устинов, Черепанов, Карпов, Левяков, Табатчиков, Москвин.
Жители деревня Суминская: Гуляев, Зуев, Тропин, Разсохин, Кочкарёв, Москвин, Кочергин, Букреев, Жеребцов, Власов, Черепанов, Устинов, Бубеннов, Большаков.

    Деревня Озёрки (Ново-Озёрская) появилась в 1861г. благодаря строительству церкви в селе Индерь. Подтверждение о возникновении села Озёрки в 1861г. нашлось в Томском архиве, в записях клировых ведомостей Индерской церкви: ф170-1-2035 1861г. Деревня Ново-Озёрская 25 верст, препятствий нет. Число домов 7 ¾, мужчин 31, женщин 41. После открытия Церкви в с. Индерь в 1861г. к ней были приписаны поселения: засёлок Алабуга (Елабуга), Саракамышка (Камышенка), деревня Сумы, Усть-Сумы, засёлок Баган. Крестьянам из села Сумы, Сорокамышка, Алабуга, что бы попасть в церковь села Индерь, приходилось проезжать по этим местам. Болотистая местность заставляла крестьян выбирать дорогу по возвышенностям (Гривам). Лошади и люди уставали и на пол пути у озера, на возвышенности они останавливались на ночлег. (Расстояние от с. Сумы до с. Индерь составляло 50 вёрст, что соответствует 80 км. Лошадь может пройти за один день не более 40км). А значит место у озера было вынужденной остановкой для крестьян, для того что бы переночевать и дать отдых лошадям. Первым домом у озера был дом Устинова Фёдора выходца из села Сумы. Здесь же он построил ещё и постоялый дом для проезжих, конюшню. Предоставляя крестьянам место для отдыха и ночлега, Устинов брал с крестьян деньги. Вот так со временем в селе Озёрки появился кулак Устинов Фёдор. В течении двух лет на это место переехали семьи из села Индерь: Устинов Яков Степанович, Устинов Василий Степанович, Устинов Алексей Васильевич, Черепанов Алексей Иванович. Из села Сумы переехали: Тропин Дмитрий Егорович, Тропин Тит Егорович, Тропин Степан Егорович, Тропин Иван Егорович, Гуляев Никифор Епифанович. Из метрических книг стало понятно что семьи Устиновых и Тропиных породнились посещая Индерскую церковь.
   Далее, начиная с 1863г по 1893 год Метрических книг Индерской церкви нет. В МК за 1894год. все перечисленные поселения упоминаются, добавилось Комарье и деревня Дияново. А вот деревни Рыбное в этих книгах нет, хотя в списке населённых мест за 1928г. образование села Рыбное указано 1866г.
В Памятной книге Томской губернии Барнаульского округа Карасукской волости за 1885г. Наше село записано уже как: Засёлок Озерский на 18 дворов на озёрах не имеющих названия. Далее в 1899г. согласно переписи населения Томской губернии в с. Озёрки Чулымской волости насчитывалось уже 32 двора.

   20 апреля 1843 г. Министерство государственных имуществ издало Указ об организации переселения крестьян в связи с освоением Сибири. Он регламентировал переселение государственных крестьян из губерний европейской части России за Урал. Согласно этому указу крестьянам-переселенцам выдавали безвозвратную денежную ссуду, помогали обзавестись орудиями труда, скотом, им предоставлялась восьмилетняя льгота (освобождение) от податей и повинностей, с них даже слагали недоимки по прежнему местожительству. Кроме того, переселенцам отводили в местах поселения земельные участки по 15 десятин (единица площади равная 1,09 га) на душу, предоставлялись пособия и освобождение от рекрутской повинности на три очередных призыва. Этот указ стал переломным в освоении Сибири. До этого момента значительная часть переселенцев отправлялась за Урал в качестве наказания, это были ссыльные и каторжники. В 1845-1865 гг. возможностью переселения воспользовалось тысячи крестьян. В эти года в нашем крае появились сёла: Алабуга-1845г. Ново-Озёрская 1861г. Комарье-1864г.и Рыбное-1866г. В те времена почему-то часто село приписывали то к одной, то к другой волости.С 1885г. деревня относилась к Карасукской волости, с 1904г. к Ярковской волости, с 1906г. к Индерской волости, а с 1911 по 1915г. село приписали к Суминской волости. Территория Сибири многократно подвергалась административно-территориальным преобразованиям. Подчас бывает сложно разобраться к какому уезду, какой губернии и т.п. принадлежал тот или иной населенный пункт в разные годы.

    С 1861г. Устиновы, Тропины поселились на южной стороне озера. В переписи населения 1916г. Устиновых в селе насчитывалось 21 двор, Тропиных 9 дворов. С 1885г. в деревне всеми делами заведовал Устинов Николай Федорович. У него было большое хозяйство, много земли. К 1900году в сёлах Озёрки и Алабуга появились маслозаводы ими управлял брат Устинова Николая, Иван Фёдорович. Так же у Николай Фёдоровича были магазин, склады, ветряная мельница, конюшня и работники. После революции всё имущество у них было конфисковано. Николай Фёдорович был арестован 28.03.1930 по обвинен. в а/с деятельности, ст. 58-10,11 УК РСФСР. Постановлением тройки ПП ОГПУ Сибкрая от 10.04.1930 приговорен к ВМН. Расстрелян 12.04.1930г. А в его доме открыли школу на четыре класса.

    До 1885г в деревне появились семьи Черепановых, Ворончихина, Колбина, Киргинцева, Москвина - выходцы из Вятской, Пермской, Пензенской губерний. Начиная с 1896г по 1900г. в деревню заселились переселенцы в основном их Харьковской, Курской губерний, это семьи Колбасенко, Журбенко, Филипенко, Бондаренко, Бутко, Харитоновы. После 1900г. в село прибыли переселенцы из Тульской, Воронежской, Харьковской, Черниговской, Орловской губернии - Хвостовы, Старусовы, Федорченко, Медведевы и др. С 1906г. при Столыпинской реформе всем желающим без ограничений было предоставлено право на переселение особенно тем, кто не имел в собственности своей земли. Столыпинская реформа ставила одну из задач переселить крестьян из западных губерний в восточные. Конкретно указывалось, что крестьяне должны переселиться за Урал. До Столыпинской реформы крестьяне в сёлах жили общинами. Общины были похожи на колхозы, крестьяне так же работали коллективно, но только на помещика. Столыпинская же реформа была похожа на создание фермерских хозяйств. Каждый крестьянин, переехавший за Урал мог создать своё фермерское хозяйство. На которое отводилось 15га. земли, а так же по 45 га. земли на каждого члена семьи. При этом крестьянин освобождался от всех налогов. Каждый переселенец получал денежную ссуду на льготных условиях в денежном выражении до 400 рублей, 200 рублей выдавались безвозмездно, остальные в виде ссуды. Все мужчины фермерского хозяйства, освобождались от воинской повинности. С 1906г. по 1909 год в с.Озёрки прибыли много семей с западных губерний России, в основном беднота. Поселились они на западной стороне села со стороны Верх-Багана. Это были семьи Косяченко, Шептуновы, Гнидины, Красельниковы, Ильинские, Болт, Прилепские, Тищенко, Безгузовы, Комисаровы, Ченские, Степанченко, Майнычи, Куц, Малые, Ломаковские, Чаус и др.

    Шло время, работы на земле прибавлялось, кроме зерновых, начали сеять лён, подсолнечник. Изо льна ткали ткань ручным способом, жали подсолнечное масло. Заводили крупнорогатый скот, овец. В селе развивались такие ремёсла, как катание валенок, шитьё шуб, полушубков, изготовление саней, телег. Разрабатывая свои поля для посева зерновых, называли их своими же фамилиями, так и остались до сих пор пашни с названием Мишина, Красилова, Столбовая, Проценкина, Чаусова.     К 1906г. в селе насчитывалось 360 дворов. На это время в селе имелись: один хлебозапасный магазин, две мануфактурных лавки, две молочные лавки, два маслодельных завода, три ветряные мельницы. В 1914г. в Озерках построили церковь под названием Свято – Троицкая. Теперь населению не надо было ездить в Индерскую церковь, что бы окрестить детей, оформить бракосочетание, выписать документ о рождении или смерти человека. В свободное от работы время и в праздники большинство людей посещали церковь. В 1917г. Озерки потрясла весть о свержении царя и о том, что произошла революция. Среди демобилизованных солдат и тех, кто вернулся в родное село ранеными и инвалидами, чувствовалось какое-то брожение. Чаще стали собираться сходки, ходили, друг другу в гости, о чем-то долго спорили. Поговаривали о каких-то комитетах, и что надо объединяться. Многих мучила неизвестность: что будет дальше? Куда повернет новая власть, и надолго ли она? Вроде бы жизнь начала складываться хорошо. У многих было хозяйство большое. Жили в достатке, на Бога не обижались, и вот новая власть. Власть тех, кто ничего не имел, а тут заработанное все своими руками нужно было отдавать. Через год события развивались еще стремительнее. Появились отряды красных и белых. Озерки переходили из рук в руки, то приходили красные, то белые. Но красная армия гнала белогвардейцев со своей земли. Через село в сторону Омска отступали отряды Колчака. Проходя через село белогвардейцами, были расстреляны по доносу, активисты и кто верил в Советскую власть это: Кириенко И.Я. Крайнюк Н.И. Скороход В.Л. Линник И.Г. Будко Н.С. Рожмань П.И. Тропин П.В. Их похоронили в братской могиле. После революции везде укреплялась Советская власть.

    В 1921г. была образована Новониколаевская губерния. В её состав вошли пять уездов: Каинский (Барабинский), Каргатский, Каменский, Новониколаевский, Черепановский. А в декабре 1925г. был образован Новониколаевский округ. В него вошли Новониколаевский, Каргатский, Черепановский уезд. Округ был разделён на 20 районов. Село Озёрки было приписано к Индерскому району Новониколаевского округа. В 1930г. центр был перенесён из Индерь в Довольное и был образован Доволенский район. В 1937г. была образована Новосибирская область.

     С 1921г. был введён продовольственный налог. Фактически это был натуральный оброк, объем которого регулярно увеличивался. В 1940 году колхозный двор был обязан сдать в год 32-45 килограммов мяса (единоличники — от 62 до 90 килограммов), в 1948 году — уже 40-60 килограммов мяса. По молоку обязательные поставки выросли в среднем со 180-200 литров до 280-300 литров в год. В 1948 году колхозный двор также был обязан сдавать ежегодно от 30 до 150 куриных яиц. Так же обязывали сдавать шерсть, шкуры. Для контроля за выполнением крестьянами продналога создавались сельские советы. Так в 1924г. в с. Озёрки был создан сельский совет. Работники сельских советов были наделены большими полномочиями. Если крестьянин не смог выполнить продналог, то работники с/совета приходили с обыском и уже сами отбирали то, что находили у хозяина. К тому времени в селе было более 400 дворов и более трёх тысяч населения. Все улицы имели свои названия и номера домов. Начиная с 1924г-1930г, в селе начали проводить работы по раскулачиванию зажиточных семей. У тех, кто попал в списки к раскулачиванию, забирали из дома и двора всё, что было нажито своим трудом. В то беспокойное время некоторые попросту бежали из села, и долгое время о них никто не знал. Бежавшие жили скрытно. Боялись, что их будут преследовать. И только где-то в 60х годах стали приходить письма от бежавших родственников. Многие остались в селе надеясь, что их не тронут, но 27 января 1930г., после вынесенного местными органами власти решения об экспроприации имущества и высылке „кулацких“ хозяйств, в ряде сёл Индерского района (позже объединён с Доволенским) начались массовые волнения – „волынки“ с целью предотвращения репрессий. В селе Комарье в них приняло участие до 500 человек, а в с. Озерки до 100 человек. Органы ГПУ 1 февраля произвели в этих сёлах массовые аресты. Особой тройкой ОГПУ несколько человек были приговорены к расстрелу. У остальных переписали всё имущество, дали сроку три дня, чтобы собраться. «Поедете спецпереселенцами для обжития Нарымского края». (Из воспоминания Харитонова жителя села) «Обоз со спецпереселенцами растянулся далеко. Ехали неделю и прибыли в Парабель. Здесь почти всех посадили на баржи и поплыли вниз по Оби в Нарымский край. Плыли долго, дней 11-12. Баржи причалили к крутому берегу (1930-1931 гг.). Весь берег зарос лесом. Берёзы да осины. Никакого поселения здесь не было. Так на этом берегу начал строиться посёлок. Кто на первое время рыл землянку, кто делал шалаши. (Наверное строили посёлок жёлтый Яр)» Были раскулачены и сосланы на поселение в Томскую обл. семьи Горлач, Смыченко, Устинова, Хвостовы, Харитоновы, Однороговы, Федорченко, Филипенко, Лобода, Журбенко, Колбин. О многих сосланных в те края Томской губернии, до сих пор родные не могут найти никакой информации.

    Церковь была отделена от государства и на священников начались гонения. В 30-х годах священника (Кобцев Тимон) арестовали и осудили к трём годам лагерей. А в самой церкви сделали склад для хранения зерна. В 1934 г. церковь была сожжена, подожгли её недовольные Советской властью, с целью уничтожить зерно. Церковь затушили, но восстановить в то неспокойное время так и не дали. В 1937г. её разобрали и построили клуб, а рядом четвёртую школу. Жизнь в селе постепенно налаживалась. Несмотря на тяжёлое время, в селе развивалась молочная промышленность. В 1938 году при очередной реформы сельского хозяйства в с.Озёрки были образованы несколько сельхозартелей колхоза, (производственные кооперативы) одна артель называлась имени Энгельса, вторая артель имени Когановича. Маслозавод то же был выделен в сельхозартель со своей конторой. Нахаловка выделилась отдельным (Выселком). Так в селе появилось несколько сельхозартелей со своими конторами управления, животноводческими фермами, кузницами. Сельхозартель им. Энгельса находилась, где и сейчас находится животноводческая ферма, только здесь ещё была свиноферма, а контора, кузница, столярка и мельница находились в лесу ближе к въезду в село. Сельхозартель им. Когановича начиналась от сегодняшнего зерно тока в сторону Верх - Багана. Здесь тоже была животноводческая ферма, она находилась, где сейчас заброшенный совхозный сад, а ближе к озеру была птичья ферма, где держали кур, была своя конюшня, кузница. В селе работал маслозавод, где вырабатывали сливочное масло, казеин. Заработная плата колхозникам не начислялась. В то время почти во всех колхозах внедрили трудодень. Каждый колхозник получал за свою работу долю колхозного дохода соответственно выработанным им трудодням. Разрешалось выдавать деньгами, но не более трёх рублей за трудодень. Накануне войны за трудодень колхозники получали в среднем 0,99 руб., 4,5 кг зерна, 6,6 кг сена, 4,6 кг соломы, 0,25 кг шерсти. Средняя выработка колхозника в год составляла 300-350 трудодней. За трудодень тогда считался один рабочий день. В 1950г. при очередной реформе сельского хозяйства, сельхозартели объединили и сделали один колхоз им. Когановича.  

     Но в 1941году началась Великая Отечественная война. Полчища фашистских захватчиков начали топтать нашу землю. Из села на фронт забирали трудоспособных мужчин. Большинство из них погибли в первые дни войны. Перебирая сейчас военные архивы, видно трагедию села. Большинство мужского населения погибли на фронте или пропали без вести в первые месяцы войны. Места захоронений многих до сих пор неизвестны. Пока павших за Родину в годы Великой Отечественной войны найдено 177 человек. С началом Великой Отечественной войны сельское хозяйство страны было также переведено на военное положение. В селе трудились женщины и дети, старики. Был сильный голод, почти всю продукцию забирали на фронт. Люди выживали как могли, ели то, что давала природа, собирали на огородах старую засохшую картошку, варили крапиву, лебеду, кто – то что - то воровал. Так, в 1942г. на зерно току ночью убили сторожа Федорченко Тихона и вывезли несколько мешков пшеницы. И Комисаровой Галине (мать Губы Володи) не повезло, она работала в поле учётчиком и в сумку положила несколько колосков пшеницы (вроде десять), кто-то донёс. Её осудили, и она была выслана на поселение район Юрги на 10 лет. Получила за каждый колосок по году. Об этом наше поколение не знает. В 1941г. Началось переселение немцев из Поволжья в Сибирь. В село привезли несколько семей немцев. Семья Гиль Якова Яковлевича, Гиль Ивана, семьи Клаус, Вебер, Кромм.  В то время они оказали большую помощь селу, работая в поле, конторе, ферме. Единственное, сельчан не устраивало то, что немцев привозили в село и без согласия хозяев заставляли принимать их на жительство, что вызвало вначале недовольство среди населения. Но со временем все смирились, так как время было тяжёлое, нужны были рабочие руки. Со временем они приобретали свои дома, разводили хозяйство и жили как все селяне.

     Прошла война и село стало меньше, некоторые уехали к родным в другие края, так как с фронта в семью никто не вернулся. Кто- то уехал в поисках лучших мест. Но, несмотря на нехватку рабочих рук, в селе работала мельница от двигателя «Нефтяник», двигатель работал на нефти. Муку мололи не только для своего села, но и соседних поселений. Рядом с мельницей делали подсолнечное масло. Работала кузница и столярная мастерская. С 1960-61г. началась электрификация сельского хозяйства и радиофикация. В село завезли опоры для линий электропередач и развезли по всему селу. Каждый двор должен был выкопать яму глубиной 1,8 м., для установки опоры электропередач. Потом бригады эл. монтажников смонтировали провода. Вначале эл. линии подключили к дизельной электростанции, которая находилась в центре напротив сегодняшней животноводческой фермы. Мотористом на эл. станции был Тропин Николай. Свет горел часов до 12 ночи, потом станцию глушили и до утра в селе света не было. И только где-то с 1968г. построили высоковольтные линии электропередач, подстанции. После запуска высоковольтных линий свет стал гореть круглосуточно. В селе стала появляться техника, на ферме строились новые базы для содержания скота. С развитием села и люди стали жить лучше. Родители отправляли своих детей учиться в города, где они после учёбы и оставались жить, создавая свои семьи. Начиная, наверное с 1950 г. по 1980 год из села уехала почти вся молодёжь. Много семей вернулись опять к себе на родину после неудавшейся Столыпинской реформы. Государство просто было не готово предоставить всем обещанные льготы. Другие уезжали семьями в поисках лучшей жизни в основном это в Краснодарский край, Западные районы России. Возможно, влиял суровый Сибирский климат. Были пятидесятиградусные морозы и что бы в доме было тепло, печи топились всю ночь. Наложат в печь кизяка, вот он и тлеет до утра. Маленьких телят, ягнят и птиц, что - бы не замёрзли, держали в доме. Да и бураны были, если задуют то по несколько дней, соседних домов было не видно. Снега было очень много, порой дворы и сараи заметало по крышу. Для корма скотины в сараях делали отверстие в крыше, через него подавали животным корм и воду.

     На сегодняшний день в селе насчитывается 80-90 дворов. К сожалению, жителей села становится всё меньше и меньше. Молодёжь уезжает жить в большие города, где их ждут перспективы. Детей в селе совсем мало, поэтому школу закрыли. Оставшиеся дети получают образование в средней школе села Мамонтовое. Село на грани исчезновения. Большинство уехавших жителей села любят свою маленькую Родину. Родину, где они родились, где родные могилы, и земля возделана руками их Отцов и Матерей, где прожита часть жизни. Когда-то ветер истории оторвал людей и занес их на неведомые земли села Озёрки, а потом вновь раскидал по всей России. Но память предков зовёт их, откладывать дела и посещать Родину отцов, дедов и прадедов, потому что через историю своих предков мы можем понять и осознать свой характер, истоки духовной силы.

Источники информации при изучении истории:Коллекция списков населенных мест Томской губернии. http://kreydun.web-box.ru/spravochnye-materialy/dorevoljucionnye-izdanija/kollekcija-spiskov-naselennyh-mest-tomskoj/      Переселение крестьян на окраины при реформе Столыпина.  Великое переселение в Сибирь. Библиотека Сибирского краеведения.  http://bsk.nios.ru/content/krestyanstvo-sibiri-v-epohu-kapitalizma-glavy-ii-iv

Кроме того, особые слова благодарности хочется адресовать жителям села Озёрки за предоставлениие информации при работе над историей села:
Безгузовой Зинаиде Васильевне -1934г./ рождения.
Федорченко Михаил Ивановичу -1936г./рождения.
Петроченко Ольге Петровне -1942г./рождения.
Кириенко Екатерине Яковлевне -1937г./рождения.
Журбенко Валерию, Степанченко Тамаре.

С уважением редактор сайта: Федорченко В.И.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
https://xn---6-mlchglzs.xn--p1ai/istoriya-sela.html#sigProIdcff41b0640

 

         История в фамилиях.

3108Фёдор Николаевич Журбенко родился 29 августа 1929 года в селе Озёрки Доволенского района в многодетной семье — он был тринадцатым ребёнком. Как только Президиум Верховного Совета СССР учредил в 1944 году звание «Мать-героиня», Ульяна Егоровна Журбенко по праву получила его. Отец Фёдора, Николай Никитич Журбенко, всю свою жизнь посвятил работе в родном колхозе. Он не дождался победы и умер в 1942 году.С началом Великой Отечественной войны шесть братьев Журбенко ушли на фронт. Вернулись только двое. Перенесённая в детстве болезнь сделала Фёдора Николаевича инвалидом. Тем не менее всю войну он работал, выполняя различные поручения. На покосе возил копны сена на волокушах, перевозил грузы на лошадях, на быках и даже на корове. Возил зерно от комбайнов на уборке урожая, зимой доставлял корм для скота. Фёдору приходилось работать и ночью. Как и всем жителям села, семье Журбенко досталось много горя. Дети голодали. Одежда и обувь были сильно изношены, приходилось перешивать одну вещь едва ли не десятки раз, передавая от старшего сына к младшему. Потом Фёдор Николаевич поступил на серьёзную, взрослую работу — стал работать почтальоном. Эта работа в годы Великой Отечественной была сопряжена с сильнейшими переживаниями, ведь почтальон разносил газеты с новостями и письма. По признанию Фёдора Николаевича, особенно тяжело было доставлять «похоронки», извещения о смерти односельчан на фронте. Четыре «похоронки» ему пришлось принести домой и отдать в руки матери, Ульяны Егоровны. Школу Фёдору пришлось оставить. Наконец-то Гитлер был уничтожен, мирная жизнь стала налаживаться. Фёдор продолжил учёбу и окончил 7 классов средней школы. Впоследствии он работал в бригаде в должности учётчика, продавцом в сельском магазине. Работал и учился, не переставая верить в лучшее будущее. В 1948—1969 годах Фёдор Журбенко занимал должность начальника отделения связи. Работал добросовестно, осознавая, какое важное значение для возрождения Родины имеет почтовая связь. Вскоре его перевели в рабочий посёлок Коченёво, где он стал заместителем начк своегоальника районного узла связи.

 

Divider 04

 

Image 6

 Есть люди, о которых принято говорить «Челове дела». Именно к таким относится Екатерина Пантелеевна Беляева. Родилась Екатерина Пантелеевна в 1937 году в с. Озерки Доволенского района. В 1955году окончила Доволенскую среднюю школу. После этого она поступила и окончила кооперативно - торговый техникум, но в торговле работать не стала – не по душе пришлась приобретенная профессия. Через год Екатерина Пантелеевна поступает в Куйбышевское педучилище и после его окончания поступает на работу в Озерскую школу учителем начальных классов. Звонкоголосая, веселая и жизнерадостная, в молодые годы она была бессменной участницей художественной самодеятельности в ДК с. Мамонтовое. Природные таланты у этой женщины были разнообразны: она пела, играла на балалайке, мандолине, гармошки. Ни одно мероприятие в ДК не обходилось без участия Екатерины Пантелеевны. Здесь ее приметил молодой парень Михаил Беляев. Как полагается: сыграли свадьбу стали жить семьей. Нелегко приходилось Екатерине Пантелеевне: семья, работа, домашние хлопоты, хозяйство. Но она работала постоянно стремилась к совершенству, не жалуясь на свою судьбу. Подрастали двое сыновей, много времени отнимала школа. И все-таки она не прерывая работать, поступила на заочное отделение филологического факультета Новосибирского педагогического института. Как радовалась сельская учительница, когда получила диплом об окончании института! Имея высшее образование, могла спокойно жить, работать в школе, которую она любила всем сердцем. Казалось, все шло гладко, хорошо. Но... наверное, так уж она устроена, эта жизнь, что каждый раз преподносит человеку свои сюрпризы, готовит непредвиденные трудности. Все чаще и чаще стал заглядывать в рюмку муж, и молодая жена как могла боролась с этим. Но семья распалась, как лопается глиняный кувшин, склеить который уже невозможно. Пришлось одной воспитывать детей, делая всё, что бы было не хуже чем у людей. Вырастила двух сыновей, они отслужили армию, вернулись домой, женились. Дети жили в Новосибирске, часто навещая мать. И вдруг как гром среди ясного неба у Екатерины Пантелеевны пропал младший сын Андрей. Год бессонных мучительных ночей. Мать не могла уснуть, не могла поверить, что нет его рядом. Думала только об одном: «Где он? Жив ли? Господи. Помоги!* Нет, никто не помог несчастной матери; Андрея нашли мертвым. Беда не отступила и после этого, новый удар судьбы: трагически погибла невестка, жена-Андрея. Семилетний внучок остался круглым сиротой. Сама Екатерина Пантелеевна волевой человек, всегда старалась быть среди людей, где можно было отвлечься, посоветоваться, кому то помочь. Порой смотришь на нее и невольно думаешь: «Откуда черпает силы, энергию, доброту и наконец, мужество эта женщина. Как все-таки велики у нее сила воли, умение держать себя. Есть чему позавидовать и поучиться. Таких людей, как Екатерина Пантелеевна, теперь не часто встретишь. 21 февраля 2017 года она отмечает юбилей 80 лет. Есть, что вспомнить. Были и радости и беды в её жизни. 41 год она проработала преподавателем русский-литература в средней школе с. Мамонтовое, отдавая тепло и щедрость своего сердца детям. Даже находясь на пенсии по просьбе директора школы она работала воспитателем в интернате, где жили дети из дальних сёл. 50 лет она была участником художественной самодеятельности при доме культуре села.

Divider 04

10101217 2

 

До сих пор с благодарностью вспоминают жители нашего села и района Нину Яковлевну Степанченко - инициатора и организатора сада огорода в селе Озёрки-6. Сколько сил, умения и терпения приложила эта трудолюбивая женщина, что бы на пустыре зазеленел настоящий сад, радуя жителей селе, района своими овощами, ягодами.
Если вы побыва ли в Озерском совхозе хотя бы 5 — 10 минут и не заглянете в сад, значит, кровно обидите его хозяйку, Нину Яковлевну Степанченко. Впрочем, не только ее огорчите, но и сознательно лишите себя приятного общения с настоящей земной красотой. Несмотря на то, что проехали мы около сотни километров по нолям этого хозяйства и изрядно устали, все-таки завернули к вечеру в Озерки-6.  Встретила нас Нина Яковлевна во дворе своего дома. Тут же гостеприимно пригласила в совхозный сад. Натруженными руками открыла она парники и показывала свое хлопотливое хозяйство: кудрявые помидоры, темной зеленью отливающие огурцы, др10101218ужно идущую в рост рассаду капусты. 

— Есть у нас и свекла, и лук, и морковь, — с нескрываемой гордостью за сделанное заметила Нина Яковлевна. 

— А посмотрите, как хорошо цветут смородина, яблони, как привольно чувствуют себя вишня, рябина, малина, облепиха! — показывая вдаль, говорили помощники садовода Александра Будышева и Анна Степанченко. 

— Вот только бы мороза не было, волновалась Галина Воликова. Беспокоился и тракторист Владимир Степанченко.Их волнение понять можно. Сколько труда, сил, знаний, крестьянского опыта пришлось вложить, чтобы вот так преобразить заброшенный когда-то участок земли, создать настоящий зеленый оазис! 10-й год растет и красуется совхозный сад. Он дарит людям радость, обогащает стол рабочего, меняет к лучшему внешний вид самого поселка. Только в прошлом году было сдано в торговлю сотни центнеров овощей, не одна бочка засолена их для своих столовых. И в том, что едят сейчас рабочие совхоза - наваристый борщ, заправленный огурцами и помидорами, заслуга вот этих заботливых, неугомонных женщин; которых вы видите на нашем снимке.Около часа ходим мы между ровными рядами смородины, яблонь, вишни. Потом с удовольствием пробуем прошлогодние дары сада: хрустящие на зубах огурцы, ярко-красные помидоры, отдающие холодом подвала. И не хочется прощаться с этим небольшим, но дружным, трудолюбивым коллективом садоводов. Источник информации: Статьи из газет "За изобилие" Каргатского района за 1975-90г. На сегодняшний день сад заброшен, хозяина у него нет. Единственное осталась память. О саде нам напоминают запущенные деревья ранеток, кусты смородины, малины. Многие жители села осенью могут себе позволить набрать немного ягод. А так там бродит скот, ломая плодово-ягодные кусты, зимой бегают зайцы, объедая кору на деревьях.

На снимке: (слева направо) работницы сада А. Степанченко, Г. Воликова, бригадир садоводов Н. Степанченко и  А. Будышева

 

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
https://xn---6-mlchglzs.xn--p1ai/istoriya-sela.html#sigProId5b04e9d5a9

 Источник информации: http://kuznetsk-dobycha.gazprom.ru/press/nasha-pobeda-moya-istoriya/nasha-pobeda.-istoriya-surina-ev2/

 

 mem logo Жертвы репрессий в селе Озёрки 

      

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
https://xn---6-mlchglzs.xn--p1ai/istoriya-sela.html#sigProIdc92a502f3e

      Источник информации: http://lists.memo.ru/index18.htm